МИНСК (Рейтер) - Дмитрий пришел на избирательный митинг Светланы Тихановской, главной соперницы правящего Белоруссией Александра Лукашенко на предстоящих 9 августа выборах, чтобы его дочь, которая живет сейчас в Чехии, могла вернуться в страну.

Сотни тысяч белорусов уехали работать за границу, разочаровавшись в будущем, которое ожидало их на родине.

“Моя дочь все время говорит мне: я люблю свою страну, я хочу жить в своей стране. Но с тем, что здесь происходит, здесь нет перспектив для молодых. Нет будущего”, - сказал 53-летний Дмитрий, участвовавший в митинге, собравшем в Минске рекордные для Белоруссии за 30 лет 60.000 участников.

C 1999 по 2010 год средняя зарплата в Белоруссии выросла с $50 до $500. В мае 2020 года зарплата вновь увеличилась по сравнению с апрелем и составила $520.

Обещание “по $500”, которое было достижением в нулевые, за следующее десятилетие превратилось в объект насмешек.

В 2012 году относительная покупательная способность белорусской зарплаты составляла 73 процента по отношению к соседней Польше. К 2020 году она снизилась до 60 процентов.

ВВП Белоруссии последние десять лет увеличивался в среднем менее чем на процент в год.

“Фактически конечно, нужно говорить о стагнации. Может быть, стагнация даже слишком мягкое слово”, - сказал Рейтер старший научный сотрудник исследовательского центра Beroc Дмитрий Крук.

Остановившийся рост экономики и фактически замороженные на десять лет доходы привели к увеличению пессимистичных ожиданий по поводу будущего, считает Крук.

“Все это порождает восприятие, что страна не реализует свой потенциал, ощущение обманутых ожиданий, - сказал он. - Сейчас во многом проявляется эффект нереализовавшихся надежд”.

Нынешняя избирательная кампания стала самой напряженной для правящего страной Александра Лукашенко за все 26 лет его правления на фоне роста недовольства в стране.

За последние две недели десятки тысяч человек в десятках белорусских городов приняли участие в акциях протеста.

Валерий Цепкало, создатель белорусского технопарка, считает, что рост протестных настроений стал следствием нарушения неписаного социального контракта: власть обеспечивает экономическое процветание в обмен на политические свободы.

“Он (Лукашенко) лишил народ Беларуси политических свобод, а теперь он лишает людей экономического роста. Это одна из причин протестов”, - сказал Цепкало Рейтер.

Пытаясь поправить положение, власти принимают решения, которые вызывают еще большее раздражение. В 2017 году налог на неработающих вызвал протесты по всей стране, которые прекратились только после того, как налог был отменен.

“Людей действительно это достало, люди хотят перемен, люди хотят какого-то развития”, - сказал Вадим Иосуб, старший аналитик финансовой компании Альпари Евразия.

Белоруссия сохранила в основном советскую модель, в которой государство контролирует большую часть экономики. В последнее десятилетие эта модель начала давать сбои, но власти боятся непредсказуемых последствий, которые могут принести реформы, считает Иосуб.

“Это единственная экономическая модель, она ущербная, неэффективная, но это единственная модель экономики, которую глава государства и его окружение понимают, - сказал Иосуб. - Реформы это неопределенность, поэтому реформ не хочется”.

Последние несколько лет правительство провело либерализацию условий ведения бизнеса, однако, не решилось на радикальные реформы государственных предприятий, составляющих львиную долю белорусской экономики.

Выступая во вторник с ежегодным посланием к нации, Лукашенко пообещал удвоение зарплат за следующие пять лет и подтвердил, что не собирается отказываться от привычных способов управления экономикой.

“За весь срок своего президентства я не нашел ответа на вопрос: почему госпредприятия всем так мозолят глаза?” - сказал он.

Эксперты считают, что сохранение этой политики грозит белорусской экономике неприятностями. Прежняя модель работала, пока Белоруссия получала дешевые энергоносители и кредиты из России.

Однако Москва последние несколько лет сокращает субсидии Минску, требуя в качестве условия их сохранения согласия белорусских властей на более тесную интеграцию, которую Лукашенко называл фактическим отказом от независимости.

В начале этого года спор из-за цены привел к тому, что большинство российских компаний на три месяца прекратили поставки нефти в Белоруссию, и Минск вынужден был искать замену в Азербайджане, Норвегии и США.

“Были дешевые российские энергоносители, были дешевые российские кредиты, и это оказывало серьезную поддержку экономике. Сейчас очевидно, что этого не будет”, - считает Иосуб.

По его мнению, сохранение прежней политики уже не позволит белорусской экономике “спокойно стагнировать” в условиях выросшего валютного долга, отсутствия внешнего финансирования и сокращения возможностей для экспорта на традиционный российский рынок.

“Нас большие неприятности ожидают на горизонте двух-трех лет”.

Источник: ru.reuters.com