МОСКВА (Рейтер) - Создание фонда незаконченных нефтяных скважин в РФ позволит сформировать потенциальную ресурсную базу для быстрого восстановления нефтедобычи после завершения сделки ОПЕК+, но при условии, что эти запасы будут подтверждены, считают эксперты в геологоразведке.
На прошлой неделе власти заявили о плане поддержки нефтесервиса, в рамках которого в России может быть сформирован фонд незаконченных скважин. Они должны прийти на замену скважинам, которые Россия может потерять в рамках соблюдения глобальной сделки ОПЕК+. Геологи и профильные эксперты находят этот план выигрышным и своевременным, однако предупреждают о геологических рисках, которые могут возникнуть в ходе его реализации.
По мнению Романа Судо, кандидата геолого-минералогических наук и бывшего главного геолога Госкомиссии РФ по запасам полезных ископаемых, готовящиеся меры позволят решить несколько задач: сохранить неразрывность технологических цепочек и загрузку персонала, занятость в смежных отраслях, а также дадут возможность на опережение сформировать новые добывающие мощности взамен выбывших из-за сделки ОПЕК+ скважин.
Однако необходимо учесть, что при разбуривании нефтяных залежей на практике реализуется принцип “от известного – к неизвестному”, то есть при бурении каждой последующей скважины обязательно учитываются результаты бурения предыдущей скважины, предупреждает эксперт. Минэнерго обещало подготовить детальный план поддержки нефтесервиса к 5 июня.
В случае незаконченных скважин речь, по всей видимости, идет о скважинах, вскрывших продуктивный пласт при бурении и обсаженных металлической обсадной колонной, но без вторичного вскрытия продуктивного пласта путем перфорации, то есть во всех этих незаконченных скважинах, по всей видимости, не планируется вызывать приток нефти до начала их постоянной эксплуатации, говорит Судо.
“Это создает условия для реализации геологического риска – риска неподтверждения запасов нефти или дебита новой скважины по нефти”, - предупреждает геолог Судо.
Накануне Счетная палата РФ опубликовала отчет , из которого следует, что часть запасов углеводородов, которые ставятся на баланс компаниями РФ, не подтверждаются в ходе переоценки.
Директор по разведке и добыче нефти и газа VYGON Consulting Сергей Клубков считает, что предложенные властями инициативы пойдут на пользу всей нефтеотрасли и помогут удержаться на плаву независимым нефтесервисным компаниям.
Согласно предварительному плану, российские нефтяные компании при поддержке банков закажут услуги и оборудование для разработки и подготовки новых нефтяных скважин у российских нефтесервисных компаний в большем объеме, чем это необходимо в 2020-2021 годах, говорил ранее министр энергетики Александр Новак.
Клубков считает, что дополнительное внешнее финансирование окажет значительную стимулирующую поддержку и внутрикорпоративным сервисам, поскольку в условиях низких цен их финансирование материнскими нефтяными компаниями, скорее всего, будет осуществляться по остаточному принципу.
Роснефть в основном полагается на собственный нефтесервис, хотя и прибегает к услугам подрядчиков, собственное подразделение также есть у Сургутнефтегаза. Газпромнефть и Лукойл работают с внешними компаниями.
Однако для покрытия затрат на бурение компаниями необходимо обеспечить рентабельность скважин, а это относится к вопросам налогового регулирования, считает Клубков. По его мнению, в этом случае можно применить механизм “аплифта”, который предусматривает вычет из налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) амортизационных затрат на бурение и освоение скважин с применением специальных коэффициентов.
Роман Судо считает, что поддержка нефтесервиса должна предполагать финансовый и технологический контроль, для чего потребуется создание специального органа или комиссии.
“Главное, чтобы... не бурили “в молоко”, ради освоения денег и поддержки “правильных” нефтесервисов”, - считает Судо.
Однако не все эксперты отрасли поддерживают идею создания фонда незаконченных скважин в РФ, один из таких - кандидат геолого-минералогических наук Александр Шпильман из Shpilman Brothers, которая работает в крупнейшем нефтедобывающем регионе - Югре.
“Это не бизнес, не технология - это что-то другое, похожее на политическое решение”, - считает Шпильман.
По его мнению, объем эксплуатационного бурения можно сохранить через требование выполнения проектной документации на разработку месторождений, но именно её и позволили нарушать в условиях кризиса.
Он считает, что сокращать добычу можно эффективно через три механизма - снижение добычи на высокодебитном фонде скважин в режиме циклической добычи, вывод высокообводнённого фонда на некоторый срок и сокращение эксплуатационного бурения. Однако нельзя отключать скважины с трудноизвлекаемыми запасами, восстановить их будет невозможно.
“Попытка бурить незаконченные скважины приведёт к росту расходов нефтяных компаний, и они начнут просить льготы. Таким образом, бюджет будет потрачен на “пустые дырки” в земле. Не очень логично в условиях кризиса”, - считает Шпильман.
На этой неделе, как ожидается, состоятся переговоры стран-участниц глобального пакта ОПЕК+. Источники Рейтер сообщали, что в ходе встречи будет обсуждаться возможность продления действующих договоренностей с максимальным сокращением добычи на 1-2 месяца после июня в борьбе с перепроизводством сырья из-за влияния пандемии коронавируса.
В рамках действующих соглашений Россия в мае и июне должна сократить добычу на 2 миллиона баррелей в сутки от уровня февраля 2020 года - до 8,5 миллиона баррелей в сутки. Страна близка к исполнению условий сделки.
Источник: ru.reuters.com