МОСКВА (Рейтер) - Через год после снятия американских санкций группа En+ выкупает 21,4% своих акций у госбанка ВТБ за $1,6 миллиарда, становясь вторым после миллиардера Олега Дерипаски акционером и объясняя сделку желанием упростить структуру владения и сосредоточиться на развитии.

Сделка, по данным En+, не встретила возражений у OFAC и не нарушит условий выхода из-под санкций. Она устранит из капитала государство и теоретически может сгладить опасения США о том, что Дерипаска с союзниками по-прежнему способны влиять на компанию.

En+ и подконтрольный ей алюминиевый гигант Русал в апреле 2018 года попали под санкции США, когда Вашингтон включил Дерипаску и ряд других влиятельных россиян в черный список, обвинив их в получении выгоды от близких связей с Владимиром Путиным и “злонамеренной деятельности” Москвы по всему миру.

После месяцев переговоров Дерипаска отказался от контроля над En+ ради снятия санкций США с группы и Русала, которые Вашингтон отменил в январе 2019 года. Сам бизнесмен остался под санкциями и оспаривает их в американском суде.

En+ сообщила, что покупает 21,37% своих акций у ВТБ по $11,57 за бумагу, “что представляет значительную скидку к фундаментальной оценке”. Компания планирует 12 февраля закрыть сделку, для которой привлечет кредит Сбербанка.

Цена покупки примерно соответствует рыночной, при закрытии Лондонской биржи в среду бумага En+ стоила $11,6, в четверг котировки снижаются на 0,43% до 11,55%.

“Сделка является важным шагом, так как мы упрощаем базу акционеров, подтверждая ключевые положения управления в рамках “плана Баркера”, - говорится в сообщении группы.

Подконтрольный государству ВТБ получил большую часть пакета En+ от Дерипаски в рамках плана по выходу из-под санкций, предложенного главой совета директоров компании лордом Грегори Баркером.

ВТБ назвал продажу пакета En+ “успешным выходом из долгосрочной инвестиции”, не исключив в будущем вложений в акции или долги компании.

“Сделка отражает коммерческие интересы всех вовлеченных сторон на момент ее заключения”, - говорится в комментарии ВТБ.

Банк увеличил свою долю в 2019 году до 21,70% с 7,35% за счет передачи Дерипаской заложенного в ВТБ пакета, но банк не мог голосовать 14,33%, которые были переданы в управление независимому трасти.

Глава банка Андрей Костин говорил в ноябре 2019 года, что ВТБ не планирует продавать долю в En+ по текущим ценам, а его заместитель сообщал ранее, что банк придержит пакет, пока акции не достигнут фундаментальной стоимости.

С начала года бумаги En+ выросли на 15,5%.

ВТБ не стал комментировать, может ли он направить часть средств от продажи на снижение долга Дерипаски и какова его задолженность.

Представитель Дерипаски и представитель OFAC пока не предоставили комментарий.

En+ не планирует погашать приобретенные акции, чтобы не нарушить структуру собственности по плану Баркера, и намерена использовать пакет для стратегической деятельности или провести вторичное размещение (SPO) “всех или части акций через некоторое время”, говорится в сообщении.

“Для En+ провести SPO в ближайшей перспективе будет проблематично. Для успешного размещения нужны хорошие рынки и чистая история. Санкционные риски вряд ли позволят компании достичь фундаментальной стоимости в ближайшее время”, - сказал Кирилл Чуйко, аналитик БКС.

Инициатором сделки выступил ВТБ, сказал Рейтер представитель En+. По его словам, она была также рассмотрена советом директоров и согласована с OFAC, департаментом по контролю за иностранными активами США.

“OFAC подтвердил, что сделка соответствует условиям снятия санкций (terms of removal) и плану Баркера”, - сказал Рейтер представитель En+.

Он отказался комментировать структуру акционерного капитала после сделки и сообщил, что у компании нет планов выкупать доли других акционеров.

Структура акционеров и права голосования En+ после сделки с ВТБ:

По соглашению с Вашингтоном, Дерипаска сократил свою долю в En+ до 44,95% с 70%, но право его голоса ограничено 35%.

Помимо ВТБ, эта процедура включала передачу акций бизнесмена его благотворительному фонду Вольное дело, а также обмен с давним партнером Дерипаски, сырьевым трейдером Glencore, который получил 10,55% голосов, передав En+ свой пакет акций в Русале.

ВТБ, акционеры, имеющие профессиональные или семейные связи с Дерипаской, и благотворительный фонд передали свои голосующие права четырем независимым управляющим, которые голосуют 37,67% акций.

После сделки En+ станет вторым после Дерипаски акционером компании, но 14,33% из приобретаемой доли по-прежнему будут находиться в управлении независимого трасти. Остальными 7% будет голосовать Баркер по указанию совета директоров.

Сделка с Вашингтоном была нацелена на то, чтобы Дерипаска не мог осуществлять контроль над компаниями на уровне совета директоров, в том числе, действуя сообща с другими акционерами.

Ряд американских демократов выражали опасения по поводу того, хватит ли OFAC ресурсов контролировать процесс.

Продажа ВТБ доли в En+ по сути снижает квазигосударственное участие в компании и поэтому не вызвала возражений OFAC, сказал Рейтер знакомый с ситуацией источник.

Артем Жаворонков, партнер санкт-петербургского офиса юридической фирмы Борениус, не видит санкционных рисков для участников сделки и возможности для усиления роли Дерипаски в управленческих решениях.

Дерипаска остается с тем же пакетом и правом голоса, а акции ВТБ переходят в разряд казначейских, сказал юрист, специализирующийся на санкциях.

“Не думаю, что это приведет к усилению роли Дерипаски. Если бы он и хотел повлиять, он сейчас находится под таким “увеличительным стеклом”, что каждый чих котролируется OFAC”, - сказал он.

Источник: ru.reuters.com