(Рейтер) - Нефтяная промышленность пострадала от одновременного кризиса спроса и предложения в марте, когда пандемия коронавируса сократила потребление топлива, а ведущий производитель нефти Саудовская Аравия максимально увеличила объемы производства, развязав ценовую войну с конкурентами.
Цены на нефть в этом месяце потеряли около 45% и упали ниже себестоимости большей части мировой добычи, в результате чего энергетические компании во всем мире сократили расходы на десятки миллиардов долларов.
Обвал спроса и провал энергетической дипломатии между Саудовской Аравией, Россией и другими производителями вызвали беспрецедентную реакцию со стороны правительств и инвесторов. Вот десять признаков того, что отрасль находится в кризисном положении.
Эр-Рияд шокировал нефтяную промышленность, перейдя в наступление после провала переговоров с Россией о сделке по сокращению предложения, призванной компенсировать влияние коронавируса на спрос.
Саудовская Аравия снизила экспортные цены и сообщила, что будет добывать рекордные 12,3 миллиона баррелей в сутки, заливая рынок, которому не нужно столько нефти. Она нацелила флот танкеров на нефтеперерабатывающие предприятия, которые покупают российскую нефть, а также на США, уничтожая маржу прибыли американского экспорта.
Эти шаги были тем более шокирующими, что исходили от производителя, который в течение многих лет играл роль “центрального банка” отрасли. Королевство является де-факто лидером Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и на протяжении десятилетий корректировало объемы добычи больше, чем любой другой производитель, чтобы сбалансировать рынки.
Производители в главном нефтедобывающем регионе США, Техасе, обратились к отраслевым регуляторам штата и попросили вмешаться, чтобы сократить добычу, впервые с 1973 года. Руководители регулятора и другие группы нефтяной промышленности отнеслись к этой идее со скепсисом.
Одному из трех руководителей техасского регулятора нефтяной отрасли позвонил генеральный секретарь ОПЕК, чтобы обсудить рынок. Райан Ситтон сказал в пятницу, что Техас может рассмотреть вопрос о сокращении добычи на 10%, возможно, в координации с картелем. До сих пор американские производители сланцевой нефти не осмеливались рассматривать возможность скоординированного сокращения добычи, опасаясь нарушения антимонопольного законодательства США.
За последние две недели произошло три самых резких падения эталонного сорта нефти Brent - 9 марта, 16 марта и 18 марта.
9 марта Brent упал на 24%.
16 марта Brent упал на 11%
18 марта Brent упал на 13%.
23 марта рынок бензина в США испытал сильнейшее падение за день: фьючерсы потеряли 32%, достигнув рекордно низкого уровня.
(ГРАФИК-Мировой кризис цен на нефть - )
Авиационное топливо быстро портится при хранении, а затем его нельзя использовать. Тем не менее, спрос на него упал так быстро, что компании, в том числе гиганты нефтяной отрасли BP и Royal Dutch Shell, решили арендовать танкеры только лишь для хранения ненужного топлива.
Хотите произвести бензин? Это будет стоить денег. В понедельник маржа производства бензина в США - цена барреля нефти минус цена барреля бензина - оказалась на отрицательной территории, а это значит, что переработчики будут терять деньги, покупая нефть для производства топлива. Бензин, как правило, является движущей силой всего энергетического комплекса, поскольку на топливо для транспортных средств приходится большая часть спроса на нефть во всем мире. В понедельник маржа упала до минус $1,11 за баррель, что является самым низким показателем с 2008 года.
Глава Роснефти Игорь Сечин не захотел сдавать позиции в момент, когда американский сланец оказался перед лицом кризиса. Цены на нефть могут вернуться к $60 за баррель, если сланцевая нефть уйдет с рынка, сказал он в пятницу. В понедельник его конкурент, совладелец Лукойла Леонид Федун сказал, что это будет война на истощение.
Поставки кукурузы и сахара в этом году будут расти, так как поставщики топлива делают меньше этанола для производства бензина. Такие компании, как французская Tereos, переориентируют производство этанола, например, для изготовления дезинфицирующих средств, в то время как бразильские производители сахара собираются производить больше подсластителей, чем топлива.
Волатильность на нефтяном рынке усугубляется спекулянтами, которые гоняют котировки в конце торгов. В минувший четверг ралли было настолько велико, что торги после официального закрытия пришлось остановить. В пятницу произошел разворот, и к концу торгов цены упали на $4.
“Это сумасшедший рынок. Я не знаю, как на нем торговать”, - сказал один из фьючерсных трейдеров.
В начале марта французская Total закрыла на техобслуживание нефтеперерабатывающий завод Grandpuits. Когда пришло время возобновить производство 102.000 баррелей в сутки, Total сказала... неважно. Спрос сократился так быстро, что компания решила, что НПЗ просто не будет работать. В то время как одни НПЗ закрываются, крупные нефтеперерабатывающие заводы за пределами Лос-Анджелеса сокращают производство из-за отсутствия спроса.
Одна из стран, наиболее пострадавших от коронавирусной пандемии, Италия, просто закрывает свои автозаправочные станции. Они начали закрываться на национальных автомагистралях с 25 марта, потому что нельзя гарантировать стандарты безопасности здоровья и вести бизнес, сказали операторы.
Источник: ru.reuters.com