МОСКВА (Рейтер) - Глобальный карантин из-за коронавируса начал приводить к остановке ремонта теплоэлектростанций в России, заблокировав въезд иностранных специалистов, и грозит еще большими проблемами из-за надвигающихся перебоев в поставке импортных и российских запчастей.
Энергетика РФ зависит от импорта отдельных деталей, в том числе критически важных лопаток для турбин, а плановые проверки установленного иностранного оборудования не обходятся без участия шеф-инженеров из-за рубежа.
Из-за вынужденного отъезда иностранных специалистов в начале марта остановился ремонт крупной электростанции на Урале, принадлежащей госэнергохолдингу ИнтерРАО.
На Южноуральской ГРЭС-2 была прервана плановая инспекция одной их двух парогазовых установок производства немецкого концерна Siemens, невозможная без присутствия зарубежных специалистов, сообщил представитель холдинга.
“У нас пока проблема только с ремонтом ПГУ, с инспекцией турбин... На Южноуральской ГРЭС-2 мы не смогли провести её в срок”, - сказал он.
Он не назвал компанию, проводившую ремонт. Но сервисный пятилетний контракт на обслуживание этих блоков в 2017 году получила итальянская Ansaldo Energia, говорится в ее материалах.
Турбины Ansaldo стоят на российских электростанциях Газпрома и финского Fortum. Их представители не комментируют ремонты. Ansaldo Energia не ответила на запрос Рейтер.
О возможном срыве сроков ремонтов из-за нехватки иностранных запчастей и ограничения въезда специалистов предупредило в начале апреля отраслевое лобби крупных производителей энергии.
“В 2020 году это затронет более 40 единиц генерирующего оборудования импортного производства, установленной мощностью порядка 6.000 мегаватт”, - написал Дмитрий Вологжанин, глава Совета производителей энергии, в Минэнерго.
В основном это парогазовые энергоблоки, сказал он Рейтер.
Пока проблемы с ремонтом иностранного оборудования касаются мощности около 480 мегаватт, но они будут нарастать в ближайшие месяцы, если карантин продлится, сказал Рейтер замминистра энергетики Евгений Грабчак.
По его оценке, которую он привел в ходе онлайн-конференции позднее, из-за проблем с поставкой запчастей и отсутствия иностранного персонала из энергосистемы может временно выбыть около 3.000 мегаватт мощностей из общей установленной мощности около 250.000 мегаватт.
Минэнерго не ждет снижения надежности энергоснабжения из-за коронавируса, а простаивающие из-за затянувшихся ремонтов мощности будут замещены из резерва.
Простои и срыв ремонтов снизят доходы энергокомпаний из-за штрафных санкций, и энергетики уже просят власти отменить их.
Катастрофы еще нет, но риски растут, сказал источник в одном из регуляторов рынка, многое зависит от запасов на складах поставщиков в России.
Представители General Electric в России и Siemens в России сообщили, что им хватает людей и запчастей для выполнения основного объема сервисных и ремонтных работ.
Siemens также сообщил, что поставка из Германии идет “в плановом режиме”, а дополнительный контроль в ЕС не оказывает серьезного влияния на сроки.
Минэнерго ищет альтернативных поставщиков в случае срыва поставок от тех, кто остановился, а также замену российским подрядчикам, которые не готовы работать в условиях эпидемии, сказал Грабчак.
Хотя основные западные производители имеют сервисные центры в РФ, а масштабная ремонтная кампания пока не началась, энергетики говорят о надвигающихся перебоях с поставками не только импортных запчастей. Из-за остановки производств внутри РФ некоторые уже видят проблемы со сроками выполнения договоров.
Холдинг Т Плюс видит риски недополучения из-за границы запчастей для газовых турбин на Владимирской ТЭЦ-2, где стоят машины по лицензии Siemens, сказала его представитель.
Проблемы также могут возникнуть с ремонтом дожимной компрессорной станции на Ижевской ТЭЦ-1 производства немецкой фирмы Borsig.
Группа En+, управляющая ГЭС и тепловыми мощностями в Сибири, говорит, что ряд поставщиков запчастей для турбин теплоэлектростанций уведомили о переносе сроков из-за закрытия границ для грузов, так как они не могут ввезти комплектующие.
ТЭЦ компании работают на российском оборудовании, но многие запчасти нужно ввозить из-за границы, в связи с нерабочим апрелем со сроками не справляются и локальные поставщики, говорит представитель En+.
“Ряд российских поставщиков объявил форс-мажор по срокам”, - сказал он.
Замену шеф-инженерам найти сложно, и отдельным станциям уже приходится проводить инспекцию по видеосвязи. Грабчак сказал, что там, где возможно, организовано дистанционное сервисное обслуживание.
У Т Плюс ремонтом газовых турбин на Владимирской и Нижнетуринской станциях, где стоят турбины по лицензии Siemens и производства Alstom (ее турбинный бизнес сейчас - часть GE), занимается компания Sulzer, но он должен проходить под надзором шеф-инженеров.
Инспекцию газовых турбин на станции в Нижней Туре пришлось проводить по аудиовидеосвязи со страной-изготовителем, поскольку в России нет инженеров для установленных там турбин Alstom, сказала представитель Т Плюс.
Из-за жестких ограничений до станций не могут доехать российские бригады, в том числе представители сервисных компаний.
Siemens говорит, что передвижение по России для их специалистов затруднено, и нет механизма разрешений на выезд для неотложных ремонтов в соседние страны.
“В некоторых регионах нужно, чтобы две недели сидели на изоляции, наши сотрудники не могут попасть на некоторые энергообъекты”, - сказал топ-менеджер энергокомпании на условиях анонимности.
Сложно прогнозировать, на сколько затянутся ремонты.
“Никто же не понимает, что будет после 30 апреля”.
Обостряет ситуацию падение спроса на электроэнергию на фоне борьбы с эпидемией и введенный властями мораторий на штрафы и пени за просрочку оплаты энергоресурсов для населения до конца года, которые могут увеличить неплатежи и подкосить ремонты.
Источник: ru.reuters.com