МОСКВА, 26 мая (Рейтер) - Государство на законодательном уровне снизило для нефтяных компаний РФ нормативы обязательных биржевых продаж нефтепродуктов и закрыло внутренний рынок для импорта, тем самым развязав руки переработчикам в деле укрепления цен и регулирования баланса спроса и предложения.

Пакетом антикризисных мер власти оказывают поддержку производителям нефтепродуктов, обеспечивающим наполнение бюджета. Теперь НПЗ могут легально сократить предложение топлива, что уже способствовало восстановлению цен после апрельского провала, а также имеют защиту от заграничных конкурентов, везущих дешевый свободный от демпфера продукт.

25 мая были опубликованы:

- Постановление правительства РФ (от 22.05.2020 № 732) о запрете до 1 октября ввоза на российскую территорию автобензина, дизтоплива, авиакеросина, судового топлива и дизельных фракций - ;

- Постановление правительства РФ (от 22.05.2020 № 733) "Об утверждении правил определения минимальной величины объема автобензина класса 5 и дизельного топлива класса 5, произведенных и реализованных налогоплательщиком, имеющим свидетельство переработчика нефтяного сырья, на биржевых торгах..." - ;

- Совместный приказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минэнерго о временном снижении вдвое требований по минимальным объёмам продаж нефтепродуктов на бирже в период с 1 апреля по 30 июня 2020 года - .

Постановление правительства №732 о запрете импорта, как пояснило Минэнерго, призвано не допустить затоваривания внутреннего топливного рынка в условиях резкого снижения спроса на нефтепродукты.

“Неконтролируемый импорт моторного топлива нарушает баланс топливообеспечения, может привести к закрытию ряда российских НПЗ”, - указывает Минэнерго в сообщении на своем сайте.

В результате обвала мировых котировок на нефть и нефтепродукты российские НПЗ из-за особенностей налогообложения должны платить государству демпфирующую надбавку, поэтому закладывают ее величину в стоимость топлива для внутренних потребителей и удерживают цены на уровне, превышающем экспортную альтернативу на 12.000-14.000 рублей за тонну и более.

Источники в нефтяных компаниях говорят, что поставщики импортного топлива, привлеченные высокой премией российского рынка, создают дополнительное предложение на и без того затоваренном рынке.

Конкурируя с ними по цене, отечественные производители понесут большие убытки, поскольку демпфер не получится удержать в стоимости топлива и придется его платить из своего кармана, отмечают они.

Кроме того, потери понесет и государственный бюджет, поскольку на объем импорта уменьшатся продажи российского продукта, с которого по демпферу казна получает в последнее время десятки миллиардов рублей ежемесячно.

Постановление правительства №733 установило на период с 1 апреля по 30 июня сниженный норматив минимального объема реализации автобензина (5 экологического класса) и дизтоплива (5 класса) для обладателей свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья.

Наличие данного свидетельства позволяет нефтяным компаниям получать от государства субсидию в виде обратного акциза на переработанное сырье. Одним из условий получения субсидии является записанное в Налоговом кодексе (п.8 статья 193) требование продавать на бирже выработанные бензин и дизтопливо в количестве не менее установленного правительством.

Прежнее постановление правительства №1720 как раз определяло этот норматив - 10% от производства бензина и 5% - дизельного топлива.

Новое постановление требует продавать 10% автобензина и 6% дизтоплива, а в период с 1 апреля до 30 июня 2020 года - соответственно 5% и 3%.

Таким образом, производители смогут уменьшить предложение на бирже в условиях отсутствия спроса и не потерять за это государственную субсидию.

Совместный приказ ФАС и Минэнерго РФ о временном снижении вдвое требований по минимальным объёмам продаж нефтепродуктов на бирже вносит изменения в документ от 12 января 2015 года №3/15/3 “Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов”.

В соответствии с новой редакцией, для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, установлены на период с 1 апреля по 30 июня следующие минимальные объемы продаж на бирже, рассчитываемые от объема производства:

*Автобензина - 5% вместо 10% в прежней редакции нормативного документа.

*Дизтоплива - 3% вместо 6%;

*Авиакеросина - 5% вместо 10%;

*Мазута - 1% вместо 2%;

*Сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд и автотранспорта - 2,5%

вместо 5%.

Нефтяные компании начали снижать продажи на бирже еще в апреле, получив обещание регуляторов переписать норматив.

По словам источника в Минэнерго, цель измененного приказа - дать возможность компаниям не нарушать норматив реализации при отсутствии спроса, который упал на 40%-50% в условиях карантинных ограничений.

Как отмечает источник в крупной нефтяной компании, документ ждали, но на самом деле он нужен скорее для “подстраховки”.

“Даже после снижения реализации мы продаем топлива сейчас больше старого норматива - больше 10% от производства”, - сказал он.

Источник добавил, что невыполнение совместного приказа грозит лишь тем, что цены реализации ФАС может не признать рыночными, что было бы странно в условиях тотального затоваривания и непрерывного снижения стоимости топлива.

Другой источник в отрасли считает, что большой необходимости в изменении совместного приказа ФАС и Минэнерго не было, поскольку ВИНКи сократили производство бензина на треть, и требуемый минимальный объем биржевых продаж уменьшился пропорционально.

Источник: ru.reuters.com