МОСКВА (Рейтер) - Владельцы нефтепродуктовых терминалов в портах Балтики получили дополнительную возможность заработать благодаря снижению спроса на топливо в Европе из-за пандемии коронавируса, а также контанго на рынке, сообщили источники Рейтер.

По их словам, трейдеры по всему миру спешно ищут ёмкости для хранения, в том числе на терминалах в Литве, Латвии и Эстонии, которые страдали от недозагрузки после того, как РФ перенаправила потоки нефтепродуктов в свои порты.

“Сейчас все будет занято. При таких объемах сокращения потребления все забьется очень быстро, каждая бочка будет востребована везде”, - сообщил трейдер на рынке нефтепродуктов.

Цены на нефть и нефтепродукты рухнули до многолетних минимумов из-за вспышки коронавируса, которая совпала с прекращением сделки ОПЕК+, ограничивавшей добычу сырья.

Контанго на рынке бензина и газойля дает трейдерам возможность для заработка при условии наличия договоренностей с портовыми терминалами о хранении, свидетельствуют данные источников и расчеты Рейтер.

Структура рынка контанго - превышение котировок отсроченных партий над стоимостью объёмов с близкими датами отгрузки - способствует росту запасов в резервуарах портов и на танкерах, что увеличивает спрос на морские суда.

По данным трейдеров, контанго на газойль в настоящее время составляет порядка $4 за тонну на апрель-май и $7 за тонну на май-июнь, на бензин Eurobob - соответственно $13 и $15 за тонну.

При этом стоимость аренды резервуаров под светлые нефтепродукты в портах Литвы, Латвии и Эстонии составляет около $3-4 в месяц, а операции по выгрузке-погрузке на суда обходятся от $4 за тонну, говорят источники.

Таким образом, размещение нефтепродуктов на хранение в прибалтийских портах обеспечивает приемлемую экономику, особенно с учетом затоваривания европейского рынка и сложностей со сбытом.

“В Прибалтике все залито на 100 процентов - под Vitol, Trafigura и других. Транзита (из РФ) как не было, так и нет, но терминалы работают под хранение”, - сказал источник в портовых кругах.

По оценке другого источника, в припортовых хранилищах Эстонии находится около 800.000 тонн темных и 200.000 тонн светлых нефтепродуктов.

“В Вентспилсе тоже места не так много, и под нефть порт сейчас не используется”, - отметил он.

Глобальные торговые дома, такие как Vitol и Trafigura, располагают долгосрочными контрактами на хранение и перевалку нефтепродуктов с крупными региональными терминалами на Балтике, что позволяет им получать прибыль в условиях кризиса.

Так, по данным источников Рейтер, Vitol, ключевой акционер терминала Ventspils Nafta, также заключил долгосрочные соглашения о хранении и перевалке с терминалами Naftimpex и Pars (Латвия), терминалом Krovinu и Klaipedos Nafta (Литва).

Трейдер Trafigura располагает договором на хранение с крупным терминалом Alexela (Палдиски, Эстония), резервуарный парк которого позволяет вмещать свыше 300.000 тонн светлых нефтепродуктов.

“Терминалы на Балтике не были пустые, но объемы были размазаны. Могло быть занято 80 процентов парка, но фактически меньше, так как некоторые резервуары были заполнены наполовину или на треть. Теперь выбирают мощности на 100 процентов”, - сказал Рейтер источник в отрасли.

Несмотря на контанго, хранение нефти и нефтепродуктов в танкерах не обеспечивает приемлемую экономику, утверждают источники Рейтер.

Рост спроса на супертанкеры (VLCC) со стороны Саудовской Аравии и замедление оборачиваемости тоннажа из-за снижение объемов реализации нефти и нефтепродуктов привели к резкому росту ставок фрахта на суперсуда, что в свою очередь подтолкнуло вверх цены на танкеры Аframax и Suezmax.

“Ставки для VLCC доходили до $300.000 в сутки. Я не знаю, как люди ухитряются с этим работать. Затраты на хранение на уровне 15 центов в день никакое контанго не выдержит”, - сказал собеседник Рейтер в торговых кругах.

В сложившейся ситуации хранение нефти в береговых резервуарах обеспечивает оптимальную экономику, полагают собеседники Рейтер.

Источник: ru.reuters.com