МОСКВА (Рейтер) - Глобальный рынок кобальта останется избыточным, несмотря на грядущую заморозку одного из крупнейших в мире рудников в Демократической Республике Конго, сказал директор по маркетингу российского горно-металлургического гиганта Норникель Антон Берлин.

Цены на кобальт в этом году драматически снижаются под давлением торгово-экономического противостоянии США и Китая и избыточного предложения после бурного подъема в 2017-2018 годах, вызванного ожиданиями революции на рынке электромобилей.

Индикативная цена кобальта, который нужен для аккумуляторов в электромобилях и бытовой электронике, с конца прошлого года упала на Лондонской бирже металлов на 34% до $36.500 за тонну, что почти втрое ниже пиковых цен весной 2018 года.

“Снижения спроса нет. Потребление кобальта все-таки растет благодаря батареям. Просто изначально были завышены ожидания. Из-за этого цена взметнулась в конце 2017 года и через несколько месяцев рынок осознал, что это было несколько преждевременно”, - сказал Берлин.

Горнодобывающая компания Glencore в августе объявила о заморозке с конца 2019 года медно-кобальтого рудника Мутанда в Демократической Республике Конго (ДРК), считающегося крупнейшим в мире по добыче кобальта.

Glencore объяснил закрытие нерентабельностью актива из-за низких цен на кобальт, повышения налогов в политически нестабильном регионе и роста затрат.

Остановка рудника может сократить профицит кобальта в 2019-2023 году и привести к росту цены на 60% в течение 1,5 лет, написали в августе аналитики UBS, ожидая, что доля электромобилей к 2025 году достигнет 17% или 17 миллионов штук, а спрос на кобальт вырастет до 270.000 тонн с нынешних 130.000 тонн.

Рудник в первом полугодии 2019 года произвел 13.000 тонн или 15% мировых поставок кобальта, писали аналитики Credit Suisse, считая, что его закрытие поддержит рынок. В 2018 году Мутанда произвела 27.300 тонн кобальта.

Норникель, номер восемь на мировом рынке кобальта, считает, что заморозка рудника в ДРК, где сосредоточено свыше 70% мирового производства кобальта, не приведет к нехватке металла.

“В большинстве случаев этот рынок находится в профиците, наверное, потому что это побочное производство”, - сказал Берлин, который говорил перед началом Лондонской недели металлов, где собираются представители металлургической отрасли.

Кобальт в основном добывается как попутный металл при производстве никеля и меди.

“То, что выбывает какой-то рудник (в ДРК), не меняет кардинально ситуации, у нас не появляется нехватки металлов. Мы структурной проблемы для рынка не видим”, - сказал он.

Производители батарей в мире постепенно меняют их химию, снижая долю кобальта в пользу никеля, что также будет ограничивать привлекательность кобальта, добавил топ-менеджер Норникеля.

Норникель раскрывал, что производит около 5.000 тонн кобальта. По итогам 2018 года он занял восьмую строчку в мире с 3% от глобального производства, следует из его материалов.

Снижение цен на кобальт не окажет влияния на совместный проект Норникеля с немецким концерном BASF, сказал Берлин.

Компании в октябре прошлого года подписали долгосрочное соглашение на поставку никеля и кобальта по рыночным ценам на завод, который немецкий концерн строит рядом с финским предприятием Норникеля.

BASF планирует к концу 2020 года запустить свой первый в Европе завод по выпуску компонентов аккумуляторных батарей для обеспечения 300.000 электромобилей в год.

Рынок электромобилей будет расти в основном за счет гибридных авто, считает Берлин.

Норникель пересчитал прогнозы относительно глобального рынка никеля после решения Индонезии, крупнейшего экспортера никелевых руд, ввести запрет на вывоз руды на два года раньше, чем планировалось - со следующего года вместо 2022-го.

Досрочный запрет поставок из Индонезии не изменит существенно мировой баланс, считает Норникель.

“В связи с событиями в Индонезии и досрочным введением этой страной запрета на экспорт руды мы пересчитали баланс рынка на 2020 год. У нас получилось, что итоговый баланс остался практически неизменным”.

“Уменьшаются поставки руды из Индонезии, в 2020 году руды уже не будет. Но в 2019 году они постараются вывезти побольше, и, соответственно, переработана она будет только в 2020 году”, - сказал Берлин.

Китай, за счет поставок из Индонезии закрывающий большую часть своей потребности, на фоне будущего запрета уже нарастил импорт никелевой руды в сентябре на 24,6% до 7,13 миллиона тонн, по данным таможенной статистики, и некоторые покупатели ждали роста в октябре.

По оценке Берлина, прямой эффект от решения индонезийских властей оценивается примерно в 270.000 тонн в руде, но Норникель ждет роста производства никелевого чугуна (NPI) за пределами и в самой Индонезии, что также может повлиять на сохранение баланса рынка.

“2020 год получается переходный. В 2021 году supply (поставка) уменьшится, конечно”.

На слухах о досрочном запрете поставок никелевой руды из Индонезии, в основном закупаемой Китаем для производства никелевого чугуна - сырья для нержавеющей стали, - цена на никель поднялась в июле выше $14.000 за тонну на Лондонской бирже металлов. В сентябре цены взлетели до пятилетних максимумов в $18.500, а с конца 2018 года никель подорожал почти на 56% до $16.700.

В понедельник индонезийские добывающие компании объявили об остановке экспорта с 28 октября, после чего котировки Норникеля поднялись на 2,99% до 17.714 рубля за бумагу на Московской бирже.

Во вторник индонезийские власти пояснили, что экспорт приостановлен временно из-за расследования “массовых нарушений” экспортного законодательства и через одну - две недели может возобновиться после проверки до полной остановки с января 2020 года.

Норникель ранее ожидал снижения глобального дефицита в 2019 году до 67.000 тонн, в 2020 году - до 27.000 тонн.

“На наше производство ничего не повлияет, мы действуем по своему плану”, - сказал Берлин.

По его словам, палладий, потеснивший никель в выручке компании, вряд ли продолжит это движение на фоне прироста никелевых цен.

“Никель составлял в выручке компании и 50%, и 25%. 20 лет назад драгметаллы составляли больше половины выручки, как сейчас. Все это циклически развивается”.

Доля никеля в доходах Норникеля от реализации металлов в первом полугодии 2019 года сократилась до 25% в годовом выражении, а палладия - выросла до 40% с 36% из-за разнонаправленной динамики цен на оба металла.

Источник: ru.reuters.com