МОСКВА (Рейтер) - Крупнейший аэропорт России Шереметьево рассчитывает на возобновление международных авиаперевозок в июле, но восстановление пассажиропотока, который в этом году может упасть втрое, займет около года, сказал глава совета директоров и совладелец аэропорта Александр Пономаренко.

“Мы надеемся, что в июле начнется возобновление международного пассажиропотока и какие-то направления откроются, - сказал он в интервью Рейтер. - Может быть, это будут южные направления - Испания, Греция, Турция, Египет или Италия. Я не готов сказать, будет это с 1 июля или нет, но мы рассчитываем на июль”.

Крупнейший в стране аэропорт, базовый для национального перевозчика Аэрофлота, даже при условии восстановления международных перевозок может сократить пассажиропоток в 2020 году почти втрое в сравнении с прошлогодними 49,9 миллиона человек.

“Исходя из осторожного прогноза восстановления воздушных перевозок и возобновления международных рейсов с июля, в 2020 году мы ожидаем пассажиропоток около 17 миллионов человек”, - сказал Пономаренко.

Россия, как и другие страны, из-за коронавируса практически полностью закрыла международное авиасообщение, а внутренние перевозки резко сократились из-за карантинных мер. За четыре месяца 2020 года российские авиакомпании перевезли только 24,1 миллиона пассажиров - почти на треть меньше, чем в прошлом году.

“Мы ожидаем, что восстановление пассажиропотока до уровня 2019 года будет постепенно происходить в течение года. Но хочется верить, что это произойдет быстрее”, - сказал Пономаренко.

Пассажиропоток аэропорта сократился на 18% в первом квартале и на 96% в апреле, были закрыты все терминалы кроме терминала B, обслуживающего внутренние рейсы, и терминала F для вывозных рейсов за границу, а также одна из трех взлетно-посадочных полос.

“Россия, как и многие другие страны, осторожно встает на путь снятия ограничений, - сказал Пономаренко. - Впереди летний сезон, и мы надеемся, что снятие ограничений на юге России и возобновление работы отелей и санаториев положит начало восстановлению пассажирских перевозок воздушным транспортом внутри России”.

Аэропорт Шереметьево, в последние несколько лет реализовывавший масштабную инвестпрограмму общей стоимостью около $2,5 миллиарда, построил и реконструировал несколько терминалов и планирует увеличить пропускную способность до 100 миллионов человек, построив еще один терминал и обновив первую взлетно-посадочную полосу.

“Кризис на год задержит рост пассажиропотока, - сказал Пономаренко. - Инфраструктурные проекты рассчитываются на значительно более долгий период, поэтому в этом случае год ничего не значит. На сегодняшний день, безусловно, часть инвестиционной программы мы сократили, но при восстановлении пассажиропотока мы ее сможем быстро возобновить”.

Затраты на инвестпрограмму в 2020 году планируется снизить по сравнению с первоначальным планом на 42,4% до 20 миллиардов рублей.

Не остановлены только два инвестпроекта - реконструкция первой полосы, которая должна быть готова в ноябре этого года, и модернизация системы обработки багажа, которая позволит довести мощности существующих терминалов до 80 миллионов человек в год.

Более 66% Шереметьево владеет TPS Avia Holding, 65,22% которой контролирует траст, действующий в интересах семей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, и 34,8% - косвенно принадлежит Аркадию Ротенбергу. РФ владеет еще 30,5% аэропорта, заявку на выкуп которых акционеры подали в феврале этого года.

По словам Пономаренко, сейчас государство делает оценку пакета для выкупа.

“Если оценка будет выше наших ожиданий с учетом текущей ситуации, то мы сможем отказаться от сделки. Если цена устроит, то для выкупа госпакета мы будем привлекать партнеров. У нас есть и российские, и иностранные потенциальные инвесторы, заинтересованные в сделке”.

Пономаренко не назвал свою оценку, но сказал, что рассчитывает на снижение цены из-за кризиса:

“Сегодня ситуация в отрасли объективно изменилась – пассажиропоток аэропорта резко упал и сроки его восстановления неизвестны, впервые с 2015 года мы ожидаем убыток в размере 14-16 миллиардов рублей. Все это оказало существенное влияние на стоимость актива, что нельзя не учитывать в оценке”.

В 2019 году аэропорт получил 22,24 миллиарда рублей чистой прибыли и 36,9 миллиарда рублей скорректированной EBITDA при выручке 82,1 миллиарда рублей.

В этом году выручка может сократиться более чем в 2,5 раза до 32 миллиардов рублей.

Источник: ru.reuters.com