МОСКВА (Рейтер) - Казахстан смог остановить распространение загрязнённой хлорорганическими соединениями (ХОС) нефти за пределы трубопроводной системы страны, ограничив экспорт в Китай и перекроив график поставок сырья на заводы, утверждают Минэнерго республики и транспортный оператор Казтрансойл.

Зеркально повторив в январе прошлогоднюю российскую драму с некондиционной нефтью, Казахстан решает менее масштабную проблему утилизации порядка 150.000 тонн нефти по сравнению с 5 миллионами российской, а также пытается удержать баланс на топливном рынке, сокращая выпуск нефтепродуктов и жертвуя экспортом бензина.

По информации Казтрансойла, хлорорганика не превышает норму в нефтепроводе Атырау-Самара, по которому казахстанское сырьё идёт на экспорт в западном направлении через систему российской Транснефти.

“Содержание хлорорганических соединений в нефти, поставляемой по системе магистральных нефтепроводов, в том числе по нефтепроводу Атырау-Самара, в пределах ГОСТ”, - сообщила пресс-служба Казтрансойла в письменном ответе Рейтер.

Экспорт нефти по Атарау-Самара в российские порты Усть-Луга и Новороссийск не останавливался и “ожидается в утвержденных объемах”, по информации Минэнерго Казахстана.

Между тем, по информации трейдеров, экспорт казахстанской нефти в Усть-Лугу в феврале сократится на 100.000 тонн по сравнению с февралём 2019-го из-за сниженной сдачи сырья.

Экспорт казахстанской нефти в восточном направлении - в Китай по маршруту Атасу-Алашанькоу - был ограничен и замещён российскими транзитными ресурсами. Поставки казахстанской нефти в Китай пока не восстановлены, сообщил ранее журналистам первый вице-министр энергетики Казахстана Мурат Журебеков.

Казтрансойл обнаружил высокую концентрацию ХОС, до 120 ppm, в нефти компании CNPC-Актобемунайгаза 16 января и перестал принимать сырье компании вплоть до 22 января. В РФ в 2019 году превышение ХОС доходило до 200 ppm).

По данным Минэнерго Казахстана, CNPC-Актобемунайгаз восстановил сдачу нефти в систему Казтрансойла только с отдельных месторождений.

Утилизация некондиционной нефти, скорее всего, будет проходить по российскому рецепту - это компаундирование с чистым сырьём, считают участники рынка.

“Единственный способ избавиться от некондиционной нефти - смешивать её с чистой в трубопроводе не превышая нормы (содержания ХОС). Это займет какое-то время, но другого способа нет”, - считает один из источников в отрасли.

“Рассматриваются разные варианты: и подмешивание нефти в трубу, и вывоз в железнодорожных цистернах, и слив в резервуары”, - добавил другой источник.

Как попали хлорорганические соединения в нефть и какое именно вещество было обнаружено, пока неясно.

Компания CNPC-Актобемунайгаз не раскрыла деталей происшествия, подтвердив информацию о превышении содержания хлорорганики в своей нефти и возобновлении поставок чистого сырья в систему Казтрансойла с 22 января.

Добыча и подготовка углеводородного сырья на месторождениях компании при этом не прекращались.

“Ежедневно объем нефти, добытой на контрактных месторождениях компании, накапливается в технологических резервуарах, что не нарушает регламентную схему производственного цикла”, - сообщил CNPC-Актобемунайгаз в письменном ответе на запрос Рейтер.

Минэнерго Казахстана уточнило, что точка обнаружения некондиционной нефти - узел сдачи сырья в Актюбинской области.

“Некондиционная нефть была обнаружена на ПСП (приёмо-сдаточном пункте) Жанажол (0 км МН Жанажол-Кенкияк) при приеме от CNPC-Актобемунайгаз”, - сообщили Рейтер пресс-службе ведомства.

Источник в отрасли считает, что причиной повышенного содержания ХОС в сырье стала передозировка реагента в нефти на одном из месторождений CNPC.

“В нефть добавили присадку, которую используют для увеличения нефтеотдачи, и не рассчитали дозу”, - сказал он, не уточнив название вещества.

Расследование Рейтер в прошлом году показало, что российская нефть Urals была загрязнена отходами, содержащими четырёххлористый углерод (ЧХУ) - вещество, оборот которого должен контролироваться в рамках международных протоколов.

Объемы некондиционной нефти в трубопроводной системе Казтрансойла мешают загрузке сырьем крупнейшего в Казахстане НПЗ - Павлодарского, остановки которого опасаются участники рынка, а также тормозит экспорт казахстанской нефти в Китай.

По данным источника в нефтяной компании, для загрузки Павлодарского НХЗ в январе частично привлекается нефть поставщиков Чимкентского НПЗ, мобильные остатки в магистральном нефтепроводе и экспортные объемы.

Также участники топливного рынка прогнозируют полную отмену экспорта бензина в следующем месяце или сокращение его на 30-50% по сравнению с планом января (34.000 тонн).

По информации трейдеров, в январе и феврале из-за недостатка сырья Павлодарский завод сократит переработку и может перейти в режим циркуляции. Выпуск нефтепродуктов в январе упадет на 10-20%.

Казмунайгаз говорит, что не ожидает нехватки нефтепродуктов на внутреннем рынке республики в феврале, надеясь на накопленные запасы и низкий сезонный спрос.

“Спрос на авиатопливо упал из-за отмены рейсов в Китай (из-за вируса), а на бензин и дизтопливо - из-за плохой погоды”, - считает источник в торговой компании.

Два других казахстанских НПЗ - Атырауский и Чимкентский - продолжают работу, но если Чимкентский НПЗ снизит перерботку нефти в этом месяце до 395.000 тонн с ранее планируемых 400.000 тонн, то загрузка Атырауского НПЗ увеличится на 30.000 тонн к плану 486.200 тонн, говорят трейдеры.

Источник: ru.reuters.com