МОСКВА (Рейтер) - Китайские нефтепереработчики скупили четверть от объёма морского экспорта российской нефти Urals на Балтике в июне, несмотря на рекордные премии на сорт к североморскому эталону, поскольку созданный соглашением ОПЕК+ дефицит сернистой нефти не оставляет им выбора, сообщили трейдеры и показали данные судовой статистики.

Резкий рост спроса на российскую нефть взвинтил премии на основной экспортный сорт Urals, доступность которого ограничена из-за сокращения нефтедобычи в РФ в рамках сделки ОПЕК+, решение о продлении которой Кремлю предстоит принять в ближайшие дни.

Новый пакт ОПЕК+ после рекордного затоваривания рынка и падения котировок в марте-апреле в последующие месяцы неожиданно создал дефицит сернистой нефти, который первыми ощутили азиатские переработчики, в особенности китайские.

Китай постоянно увеличивал закупки Urals в последние месяцы. Так, в июне в страну прибудет рекордный объем сорта - 2,2 миллиона тонн, согласно данным Refinitiv Eikon. Большая часть объема Urals, который прибудет в Китай в июне, была отгружена из российских портов еще в апреле, показывают данные судовой статистики.

В апреле Urals торговался со скидкой более $3 за баррель к североморскому эталону BFOE, а европейский маркер оценивался со скидкой более $4 за баррель к ближневосточному маркеру Dubai, что делало закупки российской нефти крайне выгодными для азиатских переработчиков.

Теперь ситуация изменилась: Urals в Европе оценивается с премией более $1,50 за баррель к BFOE, что является историческим рекордом для дифференциалов российской нефти. Разница в цене между бенчмарками BFOE и Dubai при этом минимальна, что не позволяет компенсировать транспортные издержки за счёт разницы в цене эталонов.

Китайских покупателей это не останавливает. Так, в пятницу Unipec пытался купить партию нефти Urals с отгрузкой в июне с рекордной премией $1,70 за баррель к эталону, но не нашел продавца.

“Для (потребителей) Urals нынешняя ситуация - идеальный шторм. Альтернативы почти нет. Рынок из профицитного резко стал дефицитным. Покупатели в стрессе, и продавцы, которые недавно были на их месте, теперь стараются отбить потери”, - сказал трейдер на европейском рынке.

Около 1,1 миллиона тонн нефти Urals будут отгружены из Северо-Западной Европы в последние два дня мая - начале июня в Китай, согласно данным трейдеров и системы Refinitiv Eikon.

Всего экспорт Urals из балтийских портов Приморск и Усть-Луга запланирован в июне на уровне 4,4 миллиона тонн.

Согласно данным судовой статистики в терминале Refinitiv Eikon, китайский Unipec отгрузил два супертанкера VLCC объемом по 270.000 тонн, погруженных по схеме борт-борт в датском Скагене 30 и 31 мая, и отгрузит еще один в начале июня.

Ещё один VLCC объемом 270.000 тонн из Северо-Западной Европы в Китай в первой половине июня отгрузит Shell, сообщили трейдеры.

Shell отказался от комментариев. Sinopec, головная компания Unipec, не ответила на запрос Рейтер.

Источник: ru.reuters.com