МОСКВА (Рейтер) - Горно-металлургическая компания Мечел Игоря Зюзина, вынужденная вновь вести переговоры с кредиторами о реструктуризации $6-миллиардного долга, отказалась от выкупа у Газпромбанка части доли в своем Эльгинском угольном комплексе, получив альтернативное предложение.
Газпромбанк, один крупнейших кредиторов Мечела, сообщил во вторник, что компания не перечислила средства в рамках принятой ранее оферты на выкуп 34% в Эльге, истекшей 20 января.
“Таким образом, Мечел не использовал возможность реализовать содержащееся в акционерном соглашении преимущественное право на выкуп этой доли. Газпромбанк будет рассматривать различные варианты дальнейших действий”, - говорится в сообщении Газпромбанка.
Варианты банк не привел. Газпромбанк в конце августа 2019 года сообщил, что нашел покупателя на свою 49-процентную долю в Эльгинском проекте, получив предложение от неожиданного инвестора - малоизвестной компании А-Проперти бизнесмена Альберта Авдоляна.
Представитель А-Проперти отказалась во вторник комментировать, готова ли компания подтвердить интерес к Эльге, и делала ли она предложения Мечелу.
По соглашению с Мечелом, Газпромбанк сначала предложил выкупить эту долю компании Зюзина, и она в сентябре приняла оферту на приобретение 34%. На выкуп требовалось примерно 30 миллиардов рублей, говорили источник, близкий к сделке, и источник в одном из банков-кредиторов.
Ряд аналитиков считали, что Мечелу придется привлечь новый долг для выкупа этой доли.
Ставший недавно крупнейшим кредитором компании госбанк ВТБ говорил, что не будет кредитовать эту сделку.
Представитель Мечела объяснила отказ от выкупа доли в Эльге получением нового альтернативного предложения. Она не привела деталей.
“Мечел отказался от реализации опциона в связи с тем, что поступило альтернативное предложение, изучение которого требует дополнительного времени и консультаций со всеми сторонами, включая крупнейших кредиторов компании, так как такое решение не может быть принято в отрыве от реструктуризации текущей задолженности”, - сказала представитель компании.
Мечел рассчитывает, что предложенное решение будет поддержано кредиторами.
Крупнейшие кредиторы Мечела - госбанки ВТБ и Газпромбанк, которым Мечел должен почти 350 миллиардов рублей. Из них на ВТБ приходится 205 миллиардов рублей.
ВТБ отказался от комментариев.
Источник в Газпромбанке сказал, что банк готов рассмотреть возможность реструктуризации текущей задолженности Мечела “с учетом вхождения в актив стратегического инвестора” и рассчитывает на “поддержку ВТБ в этом вопросе”.
Он отказался уточнить, на какую долю должен войти инвестор.
Мечел владеет 51% в Эльгинском проекте, в который, помимо одного из крупнейших месторождений коксующегося угля в мире с запасами 2,2 миллиарда тонн, входят железнодорожные активы.
Год назад газета Ведомости написала со ссылкой на источники, что кредиторы Мечела начали поиск покупателей на Эльгинский проект, чтобы компания могла справиться с погашением долга в 2020 году. Среди претендентов она назвала госкорпорацию Ростех, компанию Востокуголь Дмитрия Босова и Александра Исаева и Коулстар Эдуарда Худайнатова.
Представитель Ростеха сказал, что концерн не делал Мечелу предложений. Представитель Худайнатова не ответил на просьбу прокомментировать интерес к Эльге. Востокуголь отказался от комментариев.
Газпромбанк купил 49% Эльги за 34,3 миллиарда рублей при прошлой реструктуризации долга Мечела летом 2016 года. Большую часть этих средств компания потратила на снижение долга перед другим кредитором - Сбербанком.
Согласно условиям той сделки с Мечелом, Газпромбанк мог продать пакет в Эльге обратно компании начиная с 2021 года. Но после того, как банк получил предложение на покупку акций проекта от А-Проперти, он сделал Мечелу предложение на выкуп.
Источник, знакомый с ситуацией, сказал, что это опционное соглашение остается в силе.
Даже если Мечел продаст свой Эльгинский проект, он все равно останется с долгом, “будет сидеть на кредитах”, сказал аналитик БКС Кирилл Чуйко, считая, что компании не стоит выходить из проекта, который является ее “надеждой на будущее”.
“Продажа (Эльги) не привела бы к существенному улучшению долговой позиции, а Мечел расстался бы с перспективным проектом роста”, - говорится в отчете аналитиков БКС.
Мечел в прошлом году снова столкнулся с долговыми проблемами, признав, что ему не хватит денег, чтобы начать погашать долг в 2020 году, и вступив в новые переговоры с банками о переносе срока погашения с 2020-2022 года.
Льготный период по долгу истекает в первом квартале и компания должна начать его погашать.
К концу третьего квартала 2019 года чистый долг компании составлял 408 миллиардов рублей.
Глава ВТБ говорил в ноябре в интервью Рейтер, что банк не стремится управлять Мечелом и считает, что компания будет в состоянии платить по обсуждаемому новому графику реструктуризации долгов.
Источник: ru.reuters.com