МОСКВА (Рейтер) - Обвал цен на каспийский сорт нефти CPC Blend, поставляемый на международные рынки по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), и проблемы с его ликвидностью заставили производителей Казахстана искать альтернативные маршруты экспорта, в первую очередь в России, рассказали Рейтер пять источников, знакомых с планами компаний.

До недавнего времени КТК был основным каналом экспорта казахстанской нефти, по которому CPC Blend поставляется на черноморский терминал Южная Озереевка. Но теперь позиции CPC Blend сильно ослабли, и производители потянулись к российской системе Транснефти, чтобы получать на выходе из трубы более маржинальный сорт Urals.

По оценке Рейтер, скидка на CPC Blend к основному российскому сорту Urals на прошлой неделе составляла в среднем около $6 за баррель, тогда как в прошлом сорт CPC Blend, как правило, торговался с премией к Urals.

В апреле дифференциалы CPC Blend рухнули до исторического минимума - скидка на сорт к североморскому эталону достигала $10 за баррель.

Трубопровод КТК доставляет в Южную Озереевку свыше 63 миллионов тонн CPC Blend в год, в основном сырье с гигантских месторождений на западе Казахстана - Тенгизского, Карчаганакского и Кашаганского.

Акционерами КТК являются американские Chevron и ExxonMobil, российские Роснефть и Лукойл, итальянская Eni, казахстанский Казмунайгаз и другие.

По информации источников, традиционные клиенты КТК, в том числе акционеры консорциума, в мае подали заявки на экспорт нефти по трубопроводу Атырау-Самара, соединяющий казахстанские нефтепроводы с российскими, для дальнейшей поставки по системе Транснефти в балтийский порт Усть-Луга и планируют использовать это направление в июне.

Нефтяные компании Казахстана, которые обычно экспортируют нефть по КТК, подали заявки на транзит через РФ в размере более 500.000 тонн нефти сверх стандартной программы, сообщил источник Рейтер, знакомый с оформлением.

“Не факт, что все эти объемы технически можно прокачать. (Экономика) КТК сейчас на $5-$6 баррель хуже Усть-Луги, все оттуда (из КТК) хотят уйти”, - сказал источник.

Он уточнил, что компания Тенгизшевройл (ТШО) заявила о желании поставить в Усть-Лугу в мае 270.000 тонн нефти, Карачаганак Петролуем Оперейтинг (КПО) - 100.000 тонн.

Кроме того, госкомпания Казмунайгаз, у которой в мае запланирована прокачка 180.000 тонн нефти по КТК, рассматривает возможность отказаться от экспорта CPC Blend в мае, перенаправив весь объем в Усть-Лугу и Новороссийск, сообщил другой источник в отрасли.

В пресс-службе ТШО и КПО Рейтер не прокомментировали экспортные планы компаний.

Пресс-служба НК Казмунайгаз отказалась от комментариев.

Ранее стало известно, что Казмунайгаз перенаправил 100.000 тонн нефти из КТК в Усть-Лугу с загрузкой на танкер 24-25 апреля.

В пресс-службах трубопровода КТК и Транснефти не ответили на запросы Рейтер.

Повышенный интерес нефтяников Казахстана к транзиту сырья по системе Транснефти упирается в пропускную способность участка Атырау-Самара.

Транзит нефти Казахстана по Атырау-Самара в 2019 году составлял в среднем 1,1 миллиона тонн в месяц, по данным Информационно-аналитического центра нефти и газа Казахстана.

Принять всех желающих Транснефть не сможет без сокращения транзита для нынешних поставщиков, но место в трубе может освободиться по мере сокращения добычи в рамках нового пакта ОПЕК+.

Однако пока квоты на сокращение добычи не распределены между производителями.

“Главный вопрос - кто и на сколько сократит добычу в мае”, - отметил источник Рейтер в торговых кругах.

Участники рынка отмечают, что нефтяники Казахстана рассматривают и другие маршруты в качестве альтернативы КТК.

“Идет обсуждение поставок нефти Казахстана через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан”, - сказал собеседник Рейтер уточнив, что экспорт сырья по маршруту может начаться не раньше июня.

Источник: ru.reuters.com