МОСКВА (Рейтер) - ЦБР решил заморозить принятие новых регуляторных инициатив на финансовом рынке как минимум на следующий год, но что осталось сделать регулятору и как выстраивается система надзора, рассказала директор департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России Лариса Селютина в интервью Рейтер.

Ниже следуют ее высказывания.

“За последние годы эти принципы нашли отражение во многих нормативных актах. В положении о лицензировании удалось установить категории профучастников в зависимости от объема совершаемых операций, количества клиентов и других количественных критериев. По таким критериям мы разделили дилеров, брокеров, управляющих и депозитариев на крупных, средних и малых, а регистраторов только на средних и крупных. Категоризация игроков дала нам возможность диверсифицировать регулирование.

Например, с 2020 года появится требование о наличии внутреннего аудита, которое будет обязательным только для крупных профучастников. Норматив краткосрочной ликвидности мы вводим не для всех, а только для брокеров, которым предоставлено право использовать средства клиентов в своих интересах. Требования к системе управления рисками в части стресс-тестирования установлены только для брокеров, которые используют средства клиентов в своих интересах и при возникновении непокрытых позиций, то есть для тех, кто несет реальные риски. Диверсифицированы и вводимые требования к уровню защиты информации, которые также зависят от масштаба деятельности компании.

Дальше мы будем вводить пропорциональное регулирование по таким направлениям, как требования к системе внутреннего контроля, управлению рисками, требования к обеспечению непрерывности деятельности, по корпоративному управлению, по отчетности. 

Кроме того, мы уже начали работу по дифференциации требований к отчетности финансовых компаний. Они будут разделены по порядку и срокам.

В таксономии 4.0, которая предположительно вступит в силу в начале 2020 года, мы подготовили комплект изменений с принципами пропорциональности: для малых игроков периодичность сдачи всех форм отчетности изменится с ежемесячной на ежеквартальную.

Делая шаг навстречу рынку, уже с начала 2020 года для ряда форм отчетности, в том числе основанных на данных бухгалтерского учета, планируем увеличить срок предоставления с 10 рабочих дней до 30 календарных дней.

В целом можно сказать, что в Банке России уже выстроен процесс подготовки внесения изменений в таксономию и нормативный акт по отчетности, и теперь изменения будут вноситься раз в год”.

“В этом году мы выделили малые компании, ведущие бизнес в небольших объемах, их 345 на сегодня, рисков мы там практически не видим. Надзор за малыми компаниями в принципе будет вестись на основе триггеров: если мы увидим, что они сработали, будем усиливать мониторинг. А если не будет сигналов, в отношении малых компаний мы не будем в инициативном порядке предпринимать надзорных мероприятий.

В отчетности мы постепенно исключаем дублирование и второстепенные показатели, уже начали эту работу для всех игроков, не только для малых. Например, сведения об аффилированных лицах, о работниках, об участии в судебных процессах, эти формы не надо будет заполнять каждый раз, только если произошли какие-то изменения. То есть постепенно мы упрощаем процедуры и снижаем нагрузку”.

ДЛЯ КРУПНЫХ БРОКЕРОВ БУДЕТ УВЕЛИЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ОТЧЕТНОСТИ?

“Нет, пока для крупных компаний отдельных показателей вводиться не будет”.

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СТРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЯ:

“Сегодня профессиональные участники, которые предоставляют услуги по заключению сделок с непокрытыми позициями, используют средства клиентов в своих интересах, покупают производные финансовые инструменты, должны не реже одного раза в год проводить прямое и обратное стресс-тестирование. Прямое стресс-тестирование должно оценить устойчивость брокера в условиях заданных стрессовых ситуаций, а обратное стресс-тестирование – брокер пытается оценить, какие изменения рыночных условий могут привести к его банкротству. 

Пока нет требований, чтобы профессиональные участники предоставляли результаты стресс-тестов в ЦБ, и нет никакой ответственности, если они даже свои стресс-тесты не проходят.

На данном этапе мы сами в рамках проверок выборочно смотрим результаты стресс-тестов брокеров, оцениваем соблюдение процедур, уровень развития внутренних систем и процесса стресс-тестирования. Более того, мы сами проводим стресс-тестирование и потом сопоставляем наши и их результаты. Сейчас не регламентированы последствия за низкое качество процедур проведения стресс-тестирования и за полученные отрицательные результаты, поэтому когда мы их видим, индивидуально работаем с участниками рынка, даем им рекомендации”.

“Мы провели проверку результатов стресс-тестирования восьми крупнейших брокеров. В общем все эти игроки успешно противостояли шоковым событиям, заложенным в стресс-сценариях брокеров. С другой стороны, не все брокеры смогли сделать обратное стресс-тестирование, вероятно, не очень серьезно к нему отнеслись. Они должны почувствовать, что мы все равно будем их приучать самостоятельно управлять своими рисками. Мы, конечно, можем стукнуть кулаком по столу и сказать: «Всё, завтра все в Банк России». Но это и для них, и для нас серьезная нагрузка. Давая брокерам постоянно сигналы, что стресс-тесты важный элемент в их системах управления рисками, мы хотим приучить их самостоятельно этим заниматься.

Значимость стресс-тестирования подчеркивается всеми мировыми регуляторами, в банковском секторе вообще прохождение стресс-тестирования планируется включать в состав обязательных требований. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы брокеры сами проводили качественные стресс-тесты и осознавали значимость этого инструмента при оценке рисков.

Появилось требование к качеству системы управления рисками, и оценивать стресс-тестирование как один из ее элементов мы будем с использованием профессионального суждения. Что касается самих стрессовых сценариев, то мы увидели у крупных брокеров разные подходы к методикам проведения стресс-тестирования. В ближайшее время будем делать рекомендации, чтобы и стресс-сценарий, и методология стали более унифицированными. Анализ будет проводиться и дальше. Пока посмотрели первых восемь крупных брокеров, в перспективе оценим и другие методологии. По совокупности результатов анализа выпустим методические рекомендации, наверное уже в следующем году”.

ЦБ НЕ ПЛАНИРУЕТ ОБЯЗАТЬ БРОКЕРОВ ОТЧИТЫВАТЬСЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ СТРЕСС-ТЕСТОВ РЕГУЛЯТОРУ?

“Пока нет, если мы увидим, что они противятся самостоятельно оценивать риски и проводить нормально тесты, ввести нормативно - это недолго. Я всегда эту дилемму перед ними ставлю. Сейчас регулирование идет по пути больше консультативному, мы даем рекомендации, говорим о том, что мы хотим видеть. Это ваш выбор, говорим мы брокерам, либо вы самостоятельно организовываете качественную систему управления рисками, либо мы. Для нас не проблема ввести нормативное требование, но тогда оно будет распространяться на всех: и на крупных, и на средних, и на малых”.

КАК РЕГУЛЯТОР БУДЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУПНЫХ БРОКЕРОВ:

“В отношении непрерывности - те же самые принципы. В 2016 году мы сделали рекомендации для всех некредитных финансовых организаций, не только брокеров. В них под непрерывностью деятельности понималось обеспечение режима повседневного функционирования критически важных процессов финансовой организации. Приостановка деятельности могла оказать существенное влияние на контрагентов, клиентов, создать угрозу утраты жизнеспособности. Каждая финансовая компания должна была сама для себя определить эти критически важные процессы, обеспечить защиту информации, контролировать непрерывность, а также надо было разработать план обеспечения непрерывности деятельности.  

В конце 2017 года мы изучили опыт применения наших рекомендаций - рассылали анкеты с вопросами. Брокеры, конечно, приступили к этой теме и определили критически важные процессы, факторы, влияющие на возникновение кризисных ситуаций, но опять же не все и не в том объеме, если бы мы эти требования ввели на уровне нормативных актов. 

Не всегда срабатывает тема рекомендаций, и мы продолжаем двигаться поступательно, пока не вводим для профессиональных участников, но уже ввели эти требования в нормативные акты для организаторов торговли и центрального депозитария. Потому что это инфраструктура, там операционный риск - основной в их деятельности. А что касается участников рынка, мы будем это отслеживать через требования к качеству системы управления рисками. Там они должны будут сами оценить все свои риски, в том числе операционный, к которому относится непрерывность деятельности. И здесь пока мы рекомендуем участникам рынка усилить свои внутренние процессы и организовать их более качественно. И те, кому мы в ходе проверок даем такие рекомендации, они очень оперативно реагируют, понимая, что сейчас их систему управления рисками могут оценить как некачественную. Наша задача - сделать это массовым, мы будем проводить воспитательную работу. Если игроки хотят, чтобы надзор был больше консультативным, а не карательным, все-таки они должны соблюдать рекомендации, а не ждать пока они трансформируются в нормативный акт”.

О ДОПУСКЕ БРОКЕРОВ К ИНСТРУМЕНТАМ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕНТРОБАНКА:

“Инструменты финансовой поддержки со стороны Центробанка - этот вопрос сейчас не встает в отношении профессиональных участников в принципе, даже предпосылок нет для этой проблемы. Сейчас, наоборот, переизбыток ликвидности на рынке, банки активно проводят операции репо с брокерами. Репо стало проверенным инструментом денежного рынка, которым брокеры с удовольствием пользуются. И сейчас нет необходимости в инструментах ЦБ, когда уже возникли рыночные механизмы”.

О ПРИЧИНАХ УХОДА ИГРОКОВ С РЫНКА. ВЫНУЖДАЛ ЛИ ЦБ НЕБОЛЬШИХ БРОКЕРОВ СДАВАТЬ ЛИЦЕНЗИИ ДОБРОВОЛЬНО?

“Действительно, с 2015 года по август 2019 года общее количество участников рынка, у которых отозваны лицензии на осуществление деятельности, составило 632. Первые два года одной из основных причин ухода компаний с рынка были нарушения законодательства о рынке ценных бумаг. С 2017 года возрастает доля компаний, ушедших с рынка добровольно - по заявлению. Несмотря на сокращение числа компаний, клиентская база продолжает расти – уже почти 3 миллиона клиентов только на брокерском обслуживании. Это подтверждает тот факт, что именно конкуренция со стороны крупных участников рынка ценных бумаг, проводящих агрессивную политику по привлечению новых клиентов, вынуждает малые компании покидать рынок.

Реалии таковы, что только крупные компании могут себе позволить значительные инвестиции в разработку новой продуктовой линейки и совершенствование внутренних систем компании. Так, появляются новые продукты, использующие в своей основе инновационные финансовые технологии и работу с большими данными: робоэдвайзинг, машинное обучение, алгоритмы «искусственного интеллекта» и пр. Внедрение таких технологий требует также больших затрат на построение системы риск-менеджмента и бэк-офиса.

Кроме того, у крупных компаний появляется так называемый «эффект масштаба», когда за счет предоставления услуг большому количеству инвесторов происходит снижение предельных издержек на одного клиента. В результате они могут себе позволить устанавливать небольшую комиссию, что нельзя сказать о малых компаниях. Как следствие, у нас сегодня из 345 малых компаний на финансовом рынке больше половины нерентабельны. В первую очередь причина убыточности их деятельности - это конкуренция, а потом уже регуляторная нагрузка. У нас не такой большой рынок, и он уже сам начинает себя регулировать, выживают сильнейшие.

Мы с вами понимаем, что если бизнес нерентабелен, какой смысл им заниматься? И когда мы видим, что у компании деятельности практически нет, 1–2 клиента, мы начинаем с ними открытый диалог. В процессе данного диалога выясняется, что у некоторых малых компаний остается надежда - а вдруг «выстрелит»? На практике мы предлагаем им оценить свою бизнес-модель – «выстрелит» или «не выстрелит». И если приходит понимание, что все-таки «не выстрелит», то лучший выход из ситуации - добровольная сдача лицензий, во избежание возникновения репутационных рисков. Поэтому формулировка «вынуждение сдать лицензию» в нашем случае неприменима”. 

О ПРИТОКЕ НА ФОНДОВЫЙ РЫНОК ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, И ЕСТЬ ЛИ ЕМУ ПРЕДЕЛ:

“Основными факторами существенного притока частных инвесторов, по нашему мнению, являются снижение ставок банковских депозитов с одновременным появлением новых финансовых продуктов на фондовом, валютном и срочном рынках, которые дают большую доходность по сравнению с депозитами. Нельзя также забывать о мерах государственного стимулирования - налоговых льготах по ИИС, повышении финансовой доступности и финансовой грамотности населения. Вместе с тем резко снизился порог входа на рынок, клиенты сейчас открывают счета с небольшими вложениями, как правило, для пробных инвестиций на фондовом рынке. Например, средний размер брокерского счета ИИС у 10 крупнейших игроков снизился с 200.000 до 170.000 рублей, у нескольких крупных компаний средний размер брокерского ИИС уже не превышает 50.000 рублей.

Потенциально часть денежных средств с депозитов населения может еще перетечь на брокерские счета, но полного выхода с депозитов ожидать не стоит. Это абсолютно разные финансовые инструменты для разных финансовых целей, с разными рисками, с разными гарантиями государства. Кроме того, спрос розничных инвесторов ограничивается финансовыми возможностями населения, их доходами. 

Я думаю, в ближайшее время баланс между вкладами и брокерскими счетами будет найден. Депозиты и фондовый рынок станут стандартными инструментами, куда люди вкладывают свои деньги. Население самостоятельно будет диверсифицировать свои инвестиции: часть оставлять на депозитах, часть вкладывать в ценные бумаги. На начало июля физлица держали на депозитах банков более 28 триллионов рублей, а в ценных бумагах на счетах в депозитариях – объем в три триллиона рублей. То есть разница еще существенная, но она будет сокращаться”.

ДИВИДЕНДНАЯ ИСТОРИЯ В ЭТОМ ГОДУ, КОГДА ГОСКОМПАНИИ УВЕЛИЧИЛИ ВЫПЛАТЫ АКЦИОНЕРАМ, ТОЖЕ ПОВЛИЯЛА НА ПРИТОК ИНВЕСТОРОВ?

“Да, это тоже один из факторов прихода на фондовый рынок. Есть участники рынка, которые предлагают физическим лицам акции значительного числа эмитентов, вместе с тем для неквалифицированного инвестора акции все-таки являются достаточно рисковым инструментом. Массовый инвестор, который приходит с небольшим количеством денег, отдает предпочтение вложениям в облигации: ОФЗ, бонды крупных банков, биржевые облигации. Именно на эти бумаги спрос со стороны розницы больше, чем на акции”.

КАКИЕ РИСКИ ВИДИТ РЕГУЛЯТОР В МАССОВОМ ПРИХОДЕ НА ФОНДОВЫЙ РЫНОК НАСЕЛЕНИЯ?

“Не хотелось бы, чтобы граждане получили очередное разочарование, потеряв деньги на вложениях в ценные бумаги. Люди привыкли к тому, что их вклады обеспечены государством. Здесь ситуация другая, здесь риски выше, и беспокоит не столько банкротство брокера, сколько реализация рыночного риска. К сожалению, инвесторы пока не понимают, что это такое, и реагируют исключительно на информацию о доходности. 

Для защиты граждан ЦБ и ужесточает требования к порядку расчета собственных средств брокеров, к системе управления рисками, информационной безопасности, вводятся нормативы. Тот же законопроект о категоризации инвесторов говорит о том, что Банк России осознает, что на фондовый рынок сейчас идет клиент, не подготовленный к рискам, и его нужно на первоначальном этапе немножко обезопасить от себя самого”.

“В рамках поведенческого надзора у нас разрабатываются рекомендации по правилам продаж финансовых продуктов, к раскрытию информации о рисках. Мы разрабатываем концепцию регулирования, закрепляющую обязанность профучастников при предложении сложных продуктов гражданам предоставлять им ключевой информационный документ о нем - КИДы. Этот документ содержит важные сведения о продукте - его описание, доходность, риски, расходы по хранению, скрытые комиссии. Эта информация должна раскрываться, чтобы клиент понял, что это не простой депозит”.

КОГДА ПОЯВИТСЯ ОБЯЗАННОСТЬ ПРОДАВАТЬ ФИНАНСОВЫЕ ПРОДУКТЫ С КИДАМИ?

“У Банка России нет пока функции регулирования продаж финансовых инструментов. В принципе и здесь можно идти поэтапно, через стандарты СРО, и на первом этапе внедрять эти требования. Посмотрим, если начнут игроки применять это самостоятельно, может быть, и не потребуется нового регулирования. К концу этого года, либо в начале следующего мы представим свои предложения профучастникам. Пока они в эйфории находятся, поскольку все те продукты, которые ими производятся с удовольствием, как пирожки расходятся, потому что там показана высокая доходность. И их никто пока не останавливает и не упрекает, что они недостаточно раскрывают информацию о рисках клиентам.

Брокеры совсем не стремятся защитить население от самого себя, у них одно желание - привлечь как можно больше клиентов. Это опасный момент, сейчас рыночные риски не реализовались, но если сработает какой-то триггер и рынок будет волатильным, клиенты разочаруются и мы потеряем все, что уже наработано. Хоть и критикуют законопроект о категоризации инвесторов, но жизнь показывает, что пока у нас нет регулирования продаж финансовых продуктов, может и стоит клиента попридержать в его желаниях”.

КАК РЫНОК ПЕРЕВАРИЛ НОВЫЕ ПРАВИЛА МАРЖИНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ И ИЗМЕНЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ С 1 ИЮЛЯ?

“Спокойно, все комфортно себя чувствуют. Эти изменения были направлены на улучшение механизма предоставления кредитного плеча и защиту клиентов. Помимо модификации расчета маржинальных показателей была расширена область регулирования в части единого маржирования клиентских позиций: были включены фьючерсные контракты и валюта. Это было пожелание самого рынка.

Документ сложный, но в нем мы усовершенствовали формулу по расчету стоимости портфеля, требования к финансовым инструментам стали унифицированы. В настоящий момент действует полугодовой «льготный» период для неприменения административных мер наказания за выявленные нарушения, т.е. если нами будут выявлены нарушения новых требований маржинальной торговли, то мы не будем применять меры воздействия до 1 января 2020 года, если профессиональные участники предъявят нам план по их устранению.

При проверках мы сейчас сталкиваемся с тем, что еще не все доработано: брокеры находятся в процессе перенастройки своих торговых систем, но серьезных нарушений пока нет.

За последнее время мы провели ряд дистанционных и инспекционных проверок, и помимо незначительных нарушений - несвоевременного закрытия, - глобальных системных рисков, которые могли бы оказать влияние на весь финансовый рынок, выявлено не было”.

РАЗ НЕТ СИСТЕМНЫХ РИСКОВ, РЕГУЛЯТОР НЕ ПЛАНИРУЕТ ДАЛЬШЕ МЕНЯТЬ ПРАВИЛА МАРЖИНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ?

“Не планируем. Единственное, рынок поговаривает, что можно включить и другие нелинейные активы в маржинальное обеспечение, но это сложная тема, она не требует срочного решения. Будет желание у игроков - пусть дают свои предложения. Я считаю, что сейчас достаточно тех изменений, которые мы сделали по маржиналке”.

О ЗАКОНОПРОЕКТЕ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ БРОКЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

“Он уже подготовлен ко второму чтению, в осеннюю сессию Госдумы может быть принят. У нас с профсообществом по нему не осталось никаких разногласий, они поддерживают этот закон. Были споры по одному важному моменту - о предоставлении информации клиентам о ценах финансовых инструментов. Не очень брокерам это нравится, но они поняли, что это необходимо сделать. Брокер должен будет предоставлять информацию (или доступ к информации) о ценах финансовых инструментов, он же должен на лучших условиях выполнять поручения клиентов.

Законопроект также расширяет деятельность брокера и включает новый элемент - интернализацию. Это посредническая модель исполнения поручений, при которой сделка заключается брокером от своего имени и за свой счет, но в интересах клиента, с последующим заключением зеркальной сделки с данным клиентом. То есть брокер, исполняя поручение, покупает необходимый инструмент себе и перепродает его клиенту.

Такая модель встречается на рынке, однако находится вне регулируемой плоскости. Включая ее в периметр требований к брокерской деятельности, мы распространяем на нее и фидуциарную обязанность брокера действовать в интересах клиента на лучших условиях. Для защиты интересов инвесторов предусмотрено, что при исполнении поручений таким способом брокер обе сделки должен сделать на одинаковых условиях, то есть перепродать инструмент клиенту без наценки. Кроме того, сделка с третьим лицом по общему правилу должна заключаться на бирже. Закон, если его примут, вступит в силу с 2020 года”.

“В законопроекте о совершенствовании брокерской деятельности мы хотим расширить фидуциарные обязанности брокеров, установив, что они должны всегда действовать в интересах клиентов, исполняя поручения на лучших условиях. При этом должны учитываться все обстоятельства, имеющие значение для исполнения поручения, как цена сделки, транзакционные издержки, надежность контрагента... если только клиент не указал конкретные параметры сделки (например, цену или контрагента) в своем поручении.

Таким образом, если какой-либо параметр не будет указан, брокер по умолчанию обязан обеспечить лучшие условия по такому параметру. Следует отметить, что неисполнение брокером уже упомянутой ранее обязанности по предоставлению информации о ценах финансовых инструментов лишает брокера права в случае спора с клиентом ссылаться на указания клиента в части цены”.

О ВВЕДЕНИИ НОРМАТИВА КРАТКОСРОЧНОЙ ЛИКВИДНОСТИ ДЛЯ БРОКЕРОВ:

“Возражений от брокеров уже практически никаких не осталось. Уже с уверенностью можно сказать, что он будет не с 1 июля 2020 года, а с начала 2021 года, мы перенесли вступление этого акта. Норматив будет повышаться с 50% до 100% в течение трех лет со дня вступления в силу.

То есть мы даем длительный период, и это позволит большинству участников подготовиться к введению первого пруденциального норматива, потому что некоторым придется менять свои бизнес-модели, свои системы, и мы впервые даем такой растянутый во времени срок вступления конечного норматива.

Соблюдать норматив нужно будет на постоянной основе, при его нарушении по независящим от брокера причинам, например увеличении ставки риска по бумагам, у брокера будет время для приведения норматива в соответствие требованиям. Предписание будет направляться о нарушении, и административная ответственность будет применяться”.

ЕСЛИ ЭТО БУДЕТ ПЕРВЫЙ НОРМАТИВ ДЛЯ БРОКЕРОВ, КАКИЕ ПОСЛЕДУЮТ ЗА НИМ И КОГДА?

“Помимо норматива краткосрочной ликвидности планируется установить нормативное значение показателя достаточности капитала.

В 2020 году планируется принять нормативный акт Банка России, устанавливающий нормативное значение ПДК, вступление которого будет ступенчатым и постепенным - 4% с 1 января 2021 года, 6% - с 1 июля 2022, 8% - с 2024 года. 8% является целевым значением.

Норматив и порядок расчета будет определен в едином нормативном акте. Одновременно с введением норматива ПДК будет внесен ряд изменений в порядок его расчета. В частности, будут рассчитываться кредитный риск по требованиям по денежным средствам, иностранным валютам, ценным бумагам, вытекающим из открытых позиций клиентов с особым уровнем риска”. 

КОГДА ЦЕНТРОБАНК ПЕРЕСТАНЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАВИЛА ИГРЫ СТАНУТ СТАБИЛЬНЫМИ?

“Вот примем все меры, о которых я рассказала, и после этого мы не планируем что-то особенно менять. И вообще сейчас пошла тема регуляторной гильотины, и усилия будут брошены на то, чтобы вычистить нормативные акты, которые больше не работают или утратили актуальность, это хорошо.

Наш департамент выбрал для себя определенную стратегию, все, что мы делаем, сначала выпускаем в формате консультационного доклада, ставим отрасль в известность. Выпустили три доклада - о брокерской, дилерской и депозитарной деятельности - и в этих рамках мы и работаем, иногда добавляем инициативы рынка, как было с инвестиционными советниками”.

Источник: ru.reuters.com