МОСКВА (Рейтер) - Россия может ограничить для иностранных производителей доступ к рынку сбыта сверхмощных газовых турбин, спрос на которые весьма скромен, следует из проекта постановления, опубликованного Минпромторгом РФ и заявлений чиновников.

Россия самостоятельно не производит газовые турбины средней и большой мощности, а также сверхмощные машины, которые есть только у ведущих мировых концернов.

После скандала с поставками турбин Siemens в Крым в 2017 году и последовавших санкций Москва активизировала работу по защите рынка от импорта и санкционных рисков, ограничив доступ иностранным производителям к спросу в программе модернизации электростанций до 2035 года, которая предполагает обновление 41 гигаватта мощностей.

Власти РФ требуют от инвесторов гарантировать локализацию турбин не менее 90% с 2022 года, а в октябре решили ограничить долю иностранцев в совместных производствах таких машин мощностью от 35 до 499 мегаватт долей не более 50%.

Сейчас Минпромторг предлагает распространить эти требования на все мощные газовые турбины, в том числе выше 500 мегаватт, включая этапы локализации, а также ввести ограничение 50% иностранного влияния на производство “установок генераторных с газотурбинным двигателем мощностью 500 мегаватт и более”, следует из поправок к постановлению правительства номер 719, которое определяет признаки российской продукции.

Представитель Минпромторга сказала, что изменения нужны, чтобы устранить диспропорцию в требованиях к локализации газотурбинного оборудования и распространить “равноценные требования по контролю за обладанием прав на соответствующие технологии со стороны иностранных лиц”.

Такое поручение дал профильный вице-премьер РФ Дмитрий Козак 16 октября, говорится в комментарии министерства.

Представитель Козака отказался от комментариев.

Наличие сбыта газовым турбинам, спрос на которые в мире снижается, в России может обеспечить стартовавшая в этому году программа модернизации тепловых электростанций.

В расчете на новые заказы увеличение локализации мощных газовых турбин в России обсуждает немецкий Siemens, владеющий совместным заводом с российским Силмашем Алексея Мордашова в долях 65% на 35%, американская GE, которая ведет переговоры о паритетном совместном предприятии с российским госхолдингом ИнтерРАО, итальянская Ansaldo, договорившаяся о совместном предприятии с РЭП-холдингом, который планирует купить Газпром.

Кроме того, первую российскую машину хочет самостоятельно сделать Силмаш, свою разработку планирует Ростех в партнерстве с Роснано и ИнтерРАО.

Но в отличие от ходовых газовых турбин до 200 мегаватт сверхмощные машины в России практически не использовались, а спрос на турбины выше 500 мегаватт в мире единичен.

Никто из мировых производителей не объявлял о планах выпуска и локализации в России турбин выше 500 мегаватт, хотя они есть в портфолио Siemens, GE, Ansaldo и Mitsubishi Hitachi Power Systems.

В России самая большая газовая турбина 9HA.01 мощностью 397 мегаватт производства GE стоит только в Татарстане на Казанской ТЭЦ-3.

Самую мощную машину может локализовать Ansaldo в рамках совместного предприятия в России: она объявляла о возможном выпуске линейки от 70 до 340 мегаватт.

Участники отрасли и чиновники говорят, что спрос на сверхмощные турбины штучный. По оценке Минпромторга, “он исчисляется буквально в единицах”.

Минэнерго РФ поддерживает российское производство и локализацию для энергетической безопасности России, но также оценивает спрос на машины выше 500 мегаватт как скромный.

“Переход к технико-экономическому обоснованию, анализу потенциального спроса на турбины мощностью 500 мегаватт - это шаг далеко вперед, к которому нужно переходить после того, как будет освоено производство турбин мощностью 150 мегаватт”, - говорится в комментарии замминистра энергетики Евгения Грабчака.

По его словам, потребность в турбине 150 мегаватт, созданием и локализацией которой сейчас занимается Россия, составляет не более 5 штук в год, что может косвенно говорить о спросе на сверхмощные машины.

Россия, вводя такие поправки, может искусственно ограничить себя в импорте самого современного оборудования, проекты с использованием которого единичны, считает Siemens.

“В России такие турбины (выше 500 мегаватт) не производятся. Нет и не было попыток их создания. Поэтому введение подобных ограничений вызывают удивление... Любая локализация должна быть обусловлена перспективным числом машин, которые могут быть заказаны и поставлены на рынок”, - говорится в комментарии Siemens в России.

General Electric и Ansaldo пока не ответили на просьбы о комментарии.

Единственный известный в России проект, где требуются газовые турбины мощнее 500 мегаватт, - модернизация Заинской ГРЭС в Татарстане мощностью 2,2 гигаватта. Компания Татэнерго хотела заменить 11 блоков станции и установить два мощных энергоблока, включающих газовую турбину 560-600 мегаватт на каждом.

Татэнерго хотела реализовать проект в рамках госпрограммы модернизации и подавала заявку на его включение через специальную квоту правительства РФ, но она не прошла последний отбор.

Компания проводила тендер для строительства двух энергоблоков под ключ, на который, в том числе, пришли Siemens, Ansaldo, General Electric, но отменила его.

Татэнерго подала новую заявку, чтобы попасть в квоту правительства для модернизации станции в 2025 году, говорил Рейтер директор по экономике и финансам Айрат Сабирзанов, но не называл технологического партнера и мощность энергоблоков.

Проект со сверхмощными турбинами есть только у Татарстана, предполагать появление таких проектов в будущем проблематично при избытке мощности и стагнирующем спросе, сказал аналитик ВТБ Капитала Владимир Скляр.

По его оценкам, в целом спрос на парогазовые технологии в программе модернизации может появиться не раньше 2025 года и будет ограничен госквотой, конкуренция за него сразу четырех игроков уже “выглядит избыточной”.

“Поэтому решение о локализации - особенно с ярко выраженной позицией государства на поддержку отечественных производителей - выглядит достаточно рискованным бизнес-решением”, - сказал аналитик.

Источник: ru.reuters.com