МОСКВА (Рейтер) - Российский алюминиевый гигант Русал видит возвращение спроса клиентов на 20-30% от обычных объемов до пандемии после коллапса в апреле, но второй квартал будет худшим в истории глобальных кризисов, сказал директор по сбыту и маркетингу Русала Роман Андрюшин.

Пандемия нового коронавируса, начавшаяся в декабре с Китая, и охватившая весной весь мир, закрыла границы, привела к коллапсу производств и ослаблению мировой экономики. Цены на алюминий на Лондонской бирже металлов упали с начала марта почти на 10% до $1.537 за тонну к текущему моменту и растут с середины мая.

Глобальный карантин в марте-мае ударил по огромному количеству отраслей, включая алюминиевую промышленность, поставляющую металл для автопрома, судостроения, строительства, упаковки.

Русал, крупнейший в мире производитель алюминия за пределами Китая, переживает вместе с другими игроками худший кризис, и хотя компания видит признаки восстановления спроса, в этом году рынку придется работать с существенным излишком, что, возможно, потребует от нее пересмотра мощностей.

“Второй квартал будет худшим не только в этом году, но и в сравнении c предыдущими периодами кризисов. Он уже хуже, чем четвертый квартал 2008 года, когда на LME (Лондонская биржа металлов) в ноябре никто ничего не хотел покупать”, - сказал Андрюшин в интервью Рейтер.

“Как выяснилось в нынешнем апреле, это было еще не самое страшное”.

По его словам, сейчас клиенты возвращаются на 20-30% обычных объемов после того, как в апреле стояли почти все потребители, и Русал рассчитывает, что в июне-июле продажи восстановятся до 50%.

“Надеюсь, что второй квартал останется худшим в этом году. В этом заложена определенная нотка оптимизма. Значит, третий и четвертый кварталы должны быть лучше”.

Но вернуть 100-процентные докарантинные объемы в этом году вряд ли удастся, сказал он.

На апрель пришелся основной удар для алюминиевой индустрии, обрушив спрос потребителей, полностью остановивших работу.

“В апреле... физически металл не потреблялся в целом по всей индустрии, особенно в Европе, где именно на этот период пришлась пиковая стадия карантина. Для нас как для компании, которая поставляет 50% продаж в Европу, это был тяжелый момент”, - сказал Андрюшин.

Работать пришлось со сложной логистикой, отказами и форс-мажорами, сказал он.

Сильнее пострадали автомобильная и авиационная отрасль, в то же время компания увеличила поставки производителям упаковки, банок, фольги.

Русал сократил продажи в первом квартале этого года к предыдущему на 17,4%, увеличив в годовом сравнении на 2% до 914.000 тонн. Доля продукции с добавленной стоимостью (ПДС) практически вернулась на досанкционный уровень - 46%.

Сейчас доля продаж ПДС даже ниже, чем в период санкций, когда для торговли Русалу требовалось продление временных лицензий американского OFAС, и доля сплавов упала до 40-41%, сказал Андрюшин.

“То, что происходит сейчас, имеет совершенно другую природу. Клиенты, условно говоря, все попали под санкции, весь рынок, на котором просто не стало спроса, как будто попал в санкции. Это гораздо хуже - тут нет надежды получить отсрочку, и это проблема не одного игрока, а всего мира, всей индустрии”.

Настроение рынков улучшается на фоне темпов восстановления Китая, первым вышедшим из карантина, который начал даже импортировать алюминий, и ослабления ограничений в Европе, сказал Андрюшин.

По его словам, “шоковый период” пройден, но рынок вряд ли восстановится в этому году. Русал оценивает умеренно оптимистично ситуацию в 2021-2022 году.

“Сейчас рынок постепенно возвращается к жизни, начинает открываться. На июнь-июль мы уже можем прогнозировать постепенное восстановление стабильного спроса, хотя конечно, полного возвращения объемов пока ожидать не приходится”.

“Это, безусловно, не значит, что все проблемы закончились. Хотя надеюсь, что самое страшное в глобальном масштабе в целом мы пережили”, - сказал Андрюшин.

Худшие прогнозы и ожидания “чудовищного избытка” в 7,5 миллиона тонн уже пересмотрены.

“С восстановлением экономики Китая мы наблюдаем существенное снижение стоков и даже импорт металла в Китай (что случается редко), и наши прогнозы пересматриваются в сторону менее ужасающих сценариев”.

Новые оценки говорят о снижении профицита до 3 миллионов тонн с прежних ожиданий в 4,5 миллиона тонн, а если Китай подтвердит темпы восстановления и приблизится к балансу в текущем году, избыток на глобальном рынке сузится до 2-2,7 миллиона тонн, сказал он.

Русалу, который произвел в прошлому году 3,76 миллиона тонн алюминия, возможно, придется сокращать производственные мощности.

“Не исключаем, что плохая ценовая конъюнктура может потребовать от нас пересмотра своих производственных мощностей как действующих, так и планируемых. Думаем, что так же будут действовать и другие производители”, - сказал Андрюшин.

По его словам, компания пока не меняет планы запуска первой очереди алюминиевого завода в Тайшете мощностью около 430.000 тонн. В марте Русал сообщил, что ждет первый металл на заводе в первом полугодии 2021 года вместо конца 2020 года.

Источник: ru.reuters.com